23.12.2024
Наверное, не осталось в России человека, который не услышал бы за последний год слова «Шиес».
Название крошечного полустанка в Архангельской области звучит из мегафонов на митингах протестов, муссируется диванными аналитиками и полупрофессиональными экспертами, и все чаще соседствует с просьбами о помощи — желательно, материальной. Складывается ощущение, что кто-то попросту вложился в «раскрутку» Шиеса и теперь спокойно зарабатывает на нем вполне серьезные деньги.
Прежде всего, внесем ясность относительно самой станции Шиес и экотехнопарка, якобы построенного там, чтобы отравить Русский Север и увеличить заболеваемость и смертность его населения (так говорится в листовке «защитников Шиеса»). На самом деле никакого экотехнопарка у станции Шиес нет, строительные работы там были прекращены еще летом. Но несмотря на прекращение работ, нагнетание напряженности вокруг экотехнопарка с каждым месяцем становится все мощнее. И именно эта странная ситуация выглядит самой подозрительной в нашей истории.
Начнем с очевидного — кому может помешать современный объект длительного хранения мусора, безопасный для окружающей среды и использующий самый передовой западный опыт, да еще и расположенный в 20 километрах от ближайшего жилья? В городе Северодвинске Архангельской области куда менее экологичный мусорный полигон вплотную граничит с жилыми кварталами, но кто и когда слышал о протестах местных жителей, поддержанных, например, экологами или оппозицией? В Архангельске такая же картина — от регулярно горящей свалки до жилых домов едва-едва наберется 100 метров, но митинги против такого соседства если и случаются, то волнуют исключительно местных жителей.
Если взглянуть на Подмосковье, то в 20-километровый радиус вокруг одной только свалки в Тимохово попадают такие крупные города, как Ногинск, Электросталь, Павловский Посад, Железнодорожный, Старая Купавна, Монино и так далее. Общая численность их населения далеко выходит за полмиллиона человек, и ничего, живут как-то по соседству с крупнейшей свалкой Подмосковья. А вот проблемы необитаемого Шиеса, в 20 км от которого не проживает ни единой живой души, внезапно обеспокоили, кажется, всю страну.
Очевидно, здесь не обошлось без манипуляций общественным мнением и грамотной, великолепно спланированной кампании по промыванию мозгов. Другими причинами объяснить несоразмерность накручиваемых вокруг Шиеса слухов с тем, что действительно происходит, а точнее — не происходит на площадке экотехнопарка, невозможно. Впрочем, нельзя сказать, чтобы мировая практика не знала аналогичных примеров.
Несколько лет назад канадская лесозаготовительная компания Resolute Forest Products подала несколько исков к экологической организации GreenPeace, обвиняя ее в рэкете, диффамации, клевете и мошенничестве. Адвокаты лесорубов обратили внимание суда на характерные методы «работы» активистов-природозащитников.
— Закрепляя свою мошенническую схему, GreenPeace разработал легко узнаваемую методичку. Они выбирают или создают сами горячую экологическую проблему, распространяют сенсационные, паникерские и ложные заявления о готовящемся бедствии, связанном с этой проблемой, нацеливаются на солидные компании, чтобы очернять их с помощью надвигающегося бедствия, в том числе путем показа фальшивых видеороликов, фотографий и других доказательств. При этом своих сторонников они бомбардируют неотложными просьбами «ПОЖЕРТВОВАТЬ СЕЙЧАС», — говорилось в иске Resolute Forest Products.
Вы не поверите, но кампания «Помоги Шиесу» с просьбами о пожертвованиях продолжается уже давно. На сайте активистов приведены реквизиты всех мыслимых платежных систем — от карты «Сбербанка» до биткойнов. Фальсификаций в кампании защитников Шиеса тоже обнаруживается огромное количество. То там вводят военное положение, то завозят эшелоны радиоактивных отходов. По соцсетям бродят фантастические рассказы о том, что в «городе Шиес» (!) вырыли огромный котлован, и «в Коми тоже самое». Такое чувство, что пресловутая методичка GreenPeace была тщательно изучена защитниками Шиеса и дословно воплощается в жизнь. Кстати, российское отделение GreenPeace одним из первых поддержало скандал вокруг Шиеса, что не может не наводить на определенные выводы.
Куда же идут собранные на помощь Шиесу средства, если никакого строительства уже полгода как не ведется? Финансовый отчет, опубликованный активистами, не может вызвать ничего, кроме жалости. Вместо документальных подтверждений своих трат на сайте «защитников Шиеса» висит типичная филькина грамота. Почему, например, собрано 2 млн рублей, а не 20 млн? На какие командировочные ушли 56 тыс рублей? Почти полтора миллиона штрафов — это за что (или за кого?) Даже самый наивный человек вряд ли отнесется всерьез к подобному «отчету».
Движение якобы в защиту «Шиеса» похоже на технологию «экологического рэкета», опробованную в других странах и теперь проросшую на российской почве. Не исключено, впрочем, что имеются у скандала неожиданные интересанты — ведь альтернативой экотехнопаркам, на протяжении десятилетий хранящим мусор в ожидании переработки, являются мусоросжигательные заводы. У них имеется влиятельное лобби в российских властных кругах, и вполне возможно, что люди, защищающие сегодня глухую тайгу от упакованных и прессованных, то есть вполне безопасных отходов, завтра увидят рядом со своим домом новенький мусоросжигательный завод. И винить будет некого — ведь они сами боролись с экотехнопарками, а мусор хочешь — не хочешь, а куда-то девать надо. Не хотите хранить — будете сжигать. И дышать этой гарью вместе со своими детьми и внуками, тут уже ничего не поделаешь.
По информации infox.ru
Наверное, не осталось в России человека, который не услышал бы за последний год слова «Шиес». Название крошечного полустанка в Архангельской области звучит из мегафонов на митингах протестов, муссируется диванными аналитиками и полупрофессиональными экспертами, и все чаще соседствует с просьбами о помощи — желательно, материальной.