22.12.2024
У народных референдумов в России не очень длинная история.
На самом издыхании СССР обществу предложили ответить на четыре вопроса, один из которых касался сохранения СССР как структуры страны. Вроде бы народ в основном ответил «да», но уже через 9 месяцев всё закончилось плачевно – у тогдашних руководителей трёх крупнейших республик Союза было своё мнение по этому вопросу. Кто-то видит в этом глобальную геополитическую катастрофу ХХ века, кто-то естественный ход событий… историю всё равно не перепишешь.
Еще один, кажется, последний всенародный референдум провели 25 апреля 1993 года. Бюллетень содержал четыре вопроса - "Доверяете ли вы президенту Ельцину? Одобряете ли вы социально экономическую политику, проводимую президентом? Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента? Считаете ли вы необходимым досрочное проведение выборов съезда?".
Происходило это в момент разворачивавшегося противостояния Бориса Ельцина и Верховного совета. По результатам, народ опять поддержал своего президента… но чем дело кончилось в октябре, вы сами хорошо помните. Власть просто вынудили применить политическую волю… иначе неизвестно, куда бы страна скатилась.
А вот региональные референдумы здесь не проводились. Хотя инициативы такие были, например, по вопросу объединения Архангельской области с НАО. Впрочем, результат и сейчас нетрудно предсказать – жители области были бы в основном «за», а жители округа решительно «против». Зачем тогда бумагу на бюллетени тратить?
Нынешняя ситуация тоже не из простых: сразу две инициативные группы прошли со своими формулировками вопросов сквозь строгое «сито» облизбиркома, и теперь депутатам областного Собрания на сессии в среду предстоит решить: быть или не быть новому референдуму в Поморье.
Депутаты активно откликнулись на призыв к референдуму – где еще зарабатывать популярность, как не на жареной теме. Уже готов проект постановления и пояснительная записка к нему. В чем её суть?
Автор записки, зампред Комитета по вопросам законодательства и местного самоуправления Владимир Шерягин что вопросы, выносимые инициативной группой на референдум, противоречат и федеральному, и областному законодательству. Согласно закону, на областной референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Архангельской области или в совместном ведении Федерации и региона. А предлагаемый инициативной группой запрет на ввоз на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов РФ с целью их дальнейшего обращения буквально разрывает единое экономическое пространство страны.
Почему это настолько серьезно? Единство экономического пространства РФ предполагает обеспечение единого правового регулирования хозяйственных и финансовых отношений на всей территории России. В экономическом плане оно преследует такие цели, как обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка товаров, услуг, капитала и труда.
Любой экономист вам скажет, что коммунальные отходы – это такой же товар, как, например, металлолом или древесные пеллеты, почему на их перемещение должен быть наложен запрет? Разве в действующем российском законодательстве есть подобная норма? Архангельская область также отправляет свои ТКО в Московскую, Ярославскую, Ленинградскую и прочие области страны. Совершенно беспрепятственно и беспошлинно, потому что именно там есть возможности для их переработки. С какой стати нужно вводить запреты на свободное обращение товаров внутри страны? Мало нам западных санкций, кому-то захотелось ввести еще и внутренние санкции против самих себя?
Именно поэтому профессиональные юристы заранее скептически относятся к результатам референдума. Станислав Вторый о подобных «самосанкциях»: «Мы везем свой мусор, свои отходы в Ленинградскую, Вологодскую области… Представьте, если нам вдруг откажут в приемке отходов из Архангельской области. Даже с точки зрения закона (это мое личное мнение): те вопросы, которые предлагают вынести на референдум, не соответствуют 89-му Федеральному закону. Они урегулированы этим законом, и по нему субъектам РФ не дано права вводить запреты на прием отходов из других субъектов. Это можно решить только поправками в 89-й федеральный закон». Кстати, он же подсказал инициативной группе вполне законный и реальный путь: через депутатов Госдумы инициировать внесение поправок в 89-й ФЗ и таким образом мирно и эффективно разрешить возникшую коллизию.
Естественно, что под мощным накалом протестных страстей областные депутаты оказались в непростом, если не в двойственном положении, особенно одномандатники – если сам ты не видишь ничего страшного в создании на территории региона экотехнопарков, наоборот, ощутимую пользу бюджету, то как потрафить протестной части своих избирателей?
Решение, принятое избиркомом Архангельской области, вовсе не означает, что референдум состоится, пояснил в разговоре с «Клубом Регионов» президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов. По его словам, проведение референдума – это достаточно непростая многоэтапная процедура, и, несмотря на большую практику подачи заявок на проведение региональных референдумов, мало кому в итоге удается пройти все предусмотренные шаги.
Регистрация инициативной группы в избиркоме – это только первый шаг, подчеркивает юрист. Далее весь пакет документов вместе с вопросом, который планируется вынести на голосование, передается в профильный комитет регионального парламента, который принимает решение о целесообразности его дальнейшего рассмотрения на общей сессии. «Прежде чем вопрос будет вынесен на рассмотрение всего депутатского корпуса, он должен пройти через профильный комитет, который может дать негативное заключение и не рекомендовать к принятию. Причины могут быть разные: несоответствие уставу региона, отсутствие необходимых документов и так далее. Практика показывает, что чаще всего парламент прислушивается к рекомендациям комитетов, поскольку там и люди собраны, имеющие профессиональные навыки в соответствии с данным профилем, и к тому же они имели гораздо больше времени на рассмотрение и обсуждение вопроса, чем депутаты в ходе сессии», – говорит эксперт.
И тут нет смысла искать чьи-то происки, ибо любое законодательство полно бюрократического крючкотворства. Увы, но это общемировая практика – в США дела обстоят еще хуже.
И еще от уже упомянутого Романа Смирнова (чтобы избиратели не очаровывались «смелостью» своих депутатов): «Бывает и так, что народные избранники думают не о решении какой-то действительно важной для региона проблемы, а о своем имидже, поднятии рейтинга и прочих выгодах. Определенный предвыборный популизм имеет место в подобных ситуациях, когда некая партия или кандидат стараются получить дополнительные бонусы, оседлав тему референдума и попытавшись провести ее через заксобрание. И в данном случае результат им не так-то и важен. Любой итог – положительный или отрицательный – это их политические очки, это повышает известность, узнаваемость и рейтинг».
А в конце хочу разочаровать некоторых читателей, верящих всему, что говорят в мегафон на митингах. Активисты протестного движения очень любят упоминать регионы, где якобы поставлены барьеры на ввоз ТКО. Так вот, всё это перестало быть актуальным ещё несколько лет назад: те самые регионы уже внесли поправки в свое областное законодательство.
Например, законодательное собрания Нижегородской области с большой помпой приняло в 2014-м изменения в свой закон «Об отходах производства и потребления» и установило норму, запрещающую ввоз отходов на территорию Нижегородской области из других регионов. Однако затем изменился федеральный закон, и нижегородцы были вынуждены вновь ввести поправки. И теперь актуальная версия п.4 Ст.15-1 гласит: «Ввоз на территорию Нижегородской области отходов, не являющихся вторичными материальными ресурсами, для размещения запрещается, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации». Согласитесь, в запрете появился абсолютно другой смысл, и Нижний Новгород точно так же не возражает против ввоза ТКО, являющихся товаром – вторичными материальными ресурсами. Именно из-за противоречий с российским законодательством, общим для всей страны.
Архангельская же область по незнанию и сгоряча решила наступить на те грабли, которые другие регионы перешагнули еще три года назад.
Источник: rusnord.ru
У народных референдумов в России не очень длинная история.